Минтруд разрешил наказывать сотрудников за хамство
Минтруд разрешил наказывать сотрудников за хамство
Компания вправе объявить сотруднику замечание или выговор, если сотрудник грубит клиентам и коллегам. Такой вывод сделал Минтруд в своем письме.
Сотрудник должен не только исполнять свои обязанности, но и соблюдать правила поведения — распорядок дня, порядок общения с клиентами и т. п. (ст. 189 ТК РФ). По общему правилу за нарушение трудовой дисциплины компания вправе объявить замечание, выговор за грубость и даже уволить (ст. 192 ТК РФ). Но не ясно, можно ли наказать сотрудника, если он грубит и оскорбляет клиентов.
Что делать, если сотрудник грубит клиентам и коллегам
В письме Минтруд сделал вывод, что сотрудника можно наказать, если компания прописала правила поведения. Например, они закреплены в трудовом договоре, правилах распорядка либо ином локальном акте.
В ТК РФ нет понятия «вежливое обращение», поэтому сформулировать правила поведения работодатель может сам. Можно написать так: «На рабочем месте сотрудник в ходе беседы с коллегами и клиентами обязан проявлять вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность. В ходе разговора исключать дискуссии, агрессивное поведение, грубые и нецензурные высказывания в адрес собеседника. За нарушения правил к сотруднику будут применяться дисциплинарные взыскания в порядке статьи 192 ТК РФ».
Если клиент пожаловался, что работник нагрубил, проведите служебную проверку. Сначала запросите у работника объяснительную, на это у него есть два рабочих дня (ч. 1 ст. 193 ТК РФ). Затем соберите комиссию, которая проведет проверку. В комиссию можно включить начальника отдела, где работает сотрудник, кадровика, юриста и других коллег.
В ходе проверки соберите другие доказательства, которые подтверждают нарушения работника. Это могут быть показания свидетелей, видео с камер наблюдения, записи телефонных звонков и т. п. Доказательства пригодятся, чтобы подтвердить правоту компании, если работник оспорит наказание в суде (апелляционное определение Московского городского суда от 14.06.16 № 33–22814/2016).
По итогам проверки комиссия дает заключение директору. Он выберет наказание. Например, за первый проступок можно объявить замечание. За второй — выговор. Издайте приказ о дисциплинарном взыскании и в течение трех рабочих дней ознакомьте с ним сотрудника.
* Письмо Минтруда от 16.09.16 № 14–2/В-888.